Цветочный бизнес в СССР

Новости компании Цветочный бизнес в СССР

Цветочный бизнес в советской России

Современной молодежи, выросшей в условиях товарного изобилия (были бы деньги!), нелегко представить, с какими трудностями сталкивались их родители, а также бабушки и дедушки, когда надо было купить самые необходимые товары! В том числе, цветы. Ежегодно с приближением 8 Марта миллионы мужчин начинали ломать головы над вопросом: «где найти цветы для подарка?!» Сейчас с этим нет никаких трудностей: дойди до ближайшего цветочного магазина или палатки, или посети гипермаркет, почти в каждом есть цветочный отдел! Тогда же это было из разряда фантастики.

Женщинам среднего и старшего поколения в весенний праздник дарили мимозы. Эти скромные желтые цветки шарообразной формы были символом любви и признательности. Но и мимозы порой было непросто достать! Что уж говорить про тюльпаны, розы и другие цветы, включая знаменитые гвоздики!

Почему в СССР не было цветов?

Большую роль играло географическое положение и климатические особенности СССР. Большая часть его территории находилась в холодной климатической зоне, и выращивать цветы круглый год можно было лишь в самых южных регионах страны.

Любое официальное производство (это относилось и к цветоводству) подчинялось жесткому централизованному планированию. Особенное внимание уделялось производству оборонной продукции, а также машиностроению, автомобилестроению и космической отрасли, на это выделяли основные средства. Товары же легкой промышленности и «вообще» все, что относилось к быту людей, считали не столь важным.В этот перечень входили и цветы. Дескать, не хлеб и не мясо, без них вполне можно обойтись, летом вырастут!

Рыночные отношения, подразумевающие оперативное реагирование на покупательский спрос, в СССР считались «проявлением капитализма» и как минимум не приветствовались.

Но, как известно, «природа не терпит пустоты». Советские граждане хотели иметь возможность покупать цветы круглый год! Чтобы дарить их любимы людям, украшать свои жилища, вносить элементы праздника в повседневную жизнь… И на этот спрос откликнулись тогдашние «бизнесмены», или «теневики», как их называли. Главным образом, это были выходцы из республик Закавказья – Грузии, Армении, Азербайджана. Их цветочному «бизнесу» способствовали и климатические условия, и местный менталитет (привычка к торговле, кумовство, необходимость поддерживать имидж состоятельного, успешного человека).

Большие площади покрылись теплицами, где выращивались тюльпаны, розы и особенно гвоздики – стойкие и неприхотливые при транспортировке цветы. Были налажены каналы перевозки цветов в другие регионы СССР, всеми видами транспорта, включая авиацию, создана сеть «сбытчиков».Доходы оптовых торговцев цветами исчислялись умопомрачительными суммами, особенно по сравнению со средней зарплатой врача, учителя или токаря.

Официально это считалось нетрудовыми доходами, порицалось и даже могло повлечь применение суровых мер, вплоть до уголовной ответственности. На деле же, «цветочные короли» просто-напросто откупались взятками от местных контролирующих органов, увеличивая уровень коррупции, и без того запредельно высокий на общем фоне СССР. Время от времени, чтобы имитировать борьбу с «явлениями, чуждыми социализму»устраивались показательные процессы с реальными сроками и конфискацией имущества, но это ни к чему не приводило. Цветочный бизнес был непобедим.

Не случайно в те времена был популярным анекдот про то, как террористы захватили пассажирский самолет «Тбилиси-Москва» и потребовали лететь в Турцию. Но злоумышленников зарезал один из пассажиров. Когда у героя брали интервью, он с южным темпераментом заявил: «Какая там Турция-Шмурция! У меня все гвоздики завяли бы!!!»

Как говорится, смех сквозь слезы…Сейчас же цветочный бизнес один из самых процветающих бизнесов, в частности в Казани уже более 500 торговых точек продающих и доставляющих цветы и цветочные композиции. Среди этого многообразия есть и сеть салонов свежих цветов "Ботаника" которые уже на протяжении 5 лет дарят своим покупателям не только цветы, но и хорошее настроение.

Назад в журнал
© 2014-2018 Ботаника. Магазин свежих цветов
© 2017 Сделано в OMG.im